novark.ru novark.ru novark.ru novark.ru
День изобретателя и рационализатора

День изобретателя и рационализатора
Первоначально этот праздник представлял собой советский вариант Нобелевской премии. В этот день Академия наук СССР рассматривала все рационализаторские предложения, выдвинутые за прошедший год, и отбирала лучшие. Отличившихся изобретателей награждали, вручали государственные премии, давали звания… День изобретателя и рационализатора был введен в конце 50-х годов прошлого века по предложению Академии наук. Постепенно 26 июня стал просто «профессиональным» праздником всех увлечённых людей, изобретателей и рационализаторов.

Накануне праздника в одном месте собрались самые умные и находчивые, люди самых разных специальностей, которых отличает высочайшее профессиональное мастерство, творческий азарт, пытливый ум, способность находить неожиданные, красивые решения любых технических задач. А собрал их всех клуб инженерной общественности ОмО РИА (при отделе научно-технической и патентной документации ОГОНБ им. А. С. Пушкина) совместно с Российской инженерной академией и Омским отделением Российского Союза научных и инженерных общественных организаций.
За 2009 год в Федеральном институте промышленной собственности Омский регион получены охранные документы на 225 изобретений, 168 полезных моделей, 306 товарных знаков! И сам праздник учёные отмечают особенно. Так в программе праздничного дня фуршета не значится, а были обсуждения и презентации, например, обсудили подготовку ко второму Съезду инженеров России, который пройдёт в ноябре в Омске. Пристальное внимание на собрании было уделено задачам, стоящим перед инноваторами и изобретателями Омской области, были внесены предложения в стратегию инновационного развития промышленности, информатизации и связи Сибири, конкретнее говорили о развитии транспортных и энергетических систем Сибири, также были внесены предложения в стратегию инновационного развития архитектуры, строительства и ЖКК Сибири. В первую очередь, это была встреча не просто коллег, а людей из разных областей, объединённых одним увлечением – созиданием и усовершенствованием. К счастью, власть идёт им на встречу. Своё предложение на мероприятии высказала и Галина Алексеевна Тимощенко, начальник отдела субъектов малого и среднего предпринимательства МУ «Омский городской центр поддержки предпринимательства».
Именно на этом мероприятии мы и познакомились с Валерием Викторовичем Шилером, кандидатом технических наук и доцентом кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог» Омского государственного университета путей сообщения.
- Как изобретения вошли в вашу жизнь? С чего всё началось?

- Ещё в детства взял и разобрал новый магнитофон, который купил папа, когда я учился ещё в восьмом классе. Любопытство к технике, желание сделать что-то новое, тяга к знаниям… Сначала мне была более интересна радиоэлектроника. Я даже изготовил системное радиоуправление, паял магнитофон… Категорически не хотел заниматься механикой! Прошли годы и, так сложилось, что теперь я чистый механик. Такие бывают перевороты в жизни.
- А что стало первым серьёзным изобретением?
- Путеизмерительный комплекс, на который я имею уже шесть патентов на изобретение. Он уникален, аналогов в мире до сих пор нет ни по точности измерения, ни по количеству измеряемых параметров. Заводского тиража он не получил из-за сложности изготовления и стоимости продукта.
Но главный мой проект – это гибкое колесо, которое «породило» высокоскоростную гибкую транспортную систему. На железной дороге всё логически взаимосвязано, поэтому делать уникальным одно звено – бессмысленно. «Гибкое» колесо позволяет локомотиву быстрее преодолевать расстояние. Один локомотив в такой «обувке» сможет тянуть сразу два состава! При этом срок службы железнодорожных путей увеличивается в два раза! Да и сами «гибкие» колеса долговечнее нынешних, жестких. Я «заряжен» на конечную цель – сделать всю транспортную систему быстрой и рациональной. Но уверенность, что моя идея работает, появилась тогда, когда в 2003 году была сделана модель, а затем успешно проведены испытания.
- Что дальше будет с вашим проектом? И как, вообще, сейчас обстоят дела в науке?
- Сейчас всё совсем не так, как было в советские времена. Тогда проводились исследования, каждый год было по три-четыре натурных испытания. Всё происходило на практике, сейчас же её заменили компьютеры. Да, на них можно создать объёмную модель, но это совсем не то…
Планы на будущее… С этим в России всегда большие проблемы. В советское время за науку платили, были лаборатории, материалы, не доставало лишь одного звена – заводской модели. Сейчас нет вообще ничего. Всё держится на энтузиазме, связях, отношении с начальством… Нашей области повезло, власть поддерживает наши начинания.
Внедрения стоят денег. Но омское изобретение больше подходит для России, чем иностранный высокоскоростной путь. Он обойдётся слишком дорого нашей стране. Климатические условия, необъятный размер железнодорожного полотна, близкие грунтовые воды, сильное промерзание зимой… Для нас это экономически неэффективно… Коэффициент сцепления на высокоскоростной гибкой транспортной системе в два раза выше, чем на обычной, а это значит, что тормозной путь в два раза меньше. Наш вариант ещё и более безопасный… Я об этом говорить могу бесконечно…

Валерий Викторович ещё долго приводил технические характеристики, сравнивал зарубежные опыты… Люди увлечённые могут рассказывать о своих идеях и проектах бесконечно. Да и слушать это тоже очень интересно! В основе больших свершений – всегда лежат идеи. А изобретатель – это тот, кто создаёт новые, главным образом, технические устройства или методы. Чтобы с нами было, если бы не эти, в хорошем смысле, сумасшедшие люди и их невероятные, на первый взгляд, изобретения?


Татьяна Симонова
29.06.2010 07:17:02


Тема: Профессиональный праздник

Закладки:

Комментарии


Оставить комментарий
Имя
Rambler's Top100 Вход