novark.ru novark.ru novark.ru novark.ru
Непрерывный полет


Двенадцатого апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В преддверии праздника мы посетили старейшее учебное заведение города - Омский авиационный колледж имени Н. Е. Жуковского.

Сегодня в колледже можно получить две авиационных специальности – «Производство авиационных двигателей» и «Производство летательных аппаратов». О процессе обучения и возможностях трудоустройства рассказывает заведующий отделением «Технология аэрокосмического производства» Антон Сергеевич Габриель:

– На данный момент авиационное отделение - самое большое по численности: 650 человек. Молодые люди приезжают учиться из Омской области, регионов России и Казахстана.

Наши лаборатории оснащены необходимым оборудованием: макеты ракет, приборы самолетов – «черные ящики», навигационные узлы, авиационные и ракетные двигатели. Во дворе у нас стоит самолет, который попал в колледж абсолютно пустым, но был полностью восстановлен: сейчас в нем пассажирские сидения, оборудование пилотов, радио.

Трудоустраиваются выпускники на завод Баранова, в ОМКБ, «Полет». Большинство предприятий приглашают студентов на практику с целью оценить их потенциал, а по окончании колледжа пригласить на работу и помочь поступить в вуз.

В честь профессионального праздника в колледже объявлен месячник авиации. Сегодня проходит студенческая конференция. В течение всего апреля организуются экскурсии студентов в музей «Полета», а также на полигон Омского летно-технического колледжа гражданской авиации.

Удалось побеседовать нам и с преподавателем отделения, человеком, отдавшим авиации, космонавтике и ракетной технике более 55 лет - Геннадием Михайловичем Жуковым.

– Геннадий Михайлович, расскажите о вашем прошлом опыте работы в авиации и космонавтике.

– О том, что было раньше, могу говорить с гордостью, о том, что сегодня, - с грустью. В 1958 году, окончив с отличием омское ремесленное училище № 2 по специальности «Слесарь сборки промышленного оборудования», я был направлен в организацию «Почтовый ящик № 64» (ныне - завод им. Баранова), в цех сборки авиационных двигателей АШ-82ФН, АШ-82Т, АШ-82В для самолетов Ла-5, Ту-2, Ил-14 и вертолетов Ми-4, Як-24. На заводе я был поражен всем – и чистотой цехов, и ответственностью людей к делу. В 59-м в цеху был организован участок по опытной сборке первых в Омске ракетных двигателей РД-512, РД-513. Вскоре я был призван армию и оказался в воинской части на Байконуре, где проходил службу в стартовой команде, обслуживающей двигатели перед пуском. Освоил две смежные специальности – «Прицеливание и наведение ракеты в цель», «Заправка ракеты перед запуском токсичным окислителем и горючим». В 63-м году я был участником запуска ракет В. Быковского и затем В. Терешковой.

После появления в советских СМИ материалов о том, что полковник Пеньковский выдал секретные материалы о размещении стартовых установок межконтинентальных баллистических ракет, людей, имеющих опыт запуска, направили создавать новые ракетно-стартовые комплексы. В их числе был и я. Новые подразделения находились в Пашино под Новосибирском. В 1964 году я был демобилизован в связи с поступлением в Казанский авиационный институт по специальности «Авиационные ракетные двигатели». По окончании был направлен в Казань, участвовал в разработке модели корабля «Союз», запуски которого осуществлялись с помощью ракеты Р-5 (М) с космодрома Капустин Яр, одного из первых отечественных космодромов. Позднее с семьей переехал в Омск и продолжал испытывать авиационные двигатели в моторостроительном КБ. Некоторое время работал в специализированном КБ по созданию систем ориентации и стабилизации спутников. Затем был приглашен в организацию (ныне это ПО «Полет»), где началось освоение жидкостного ракетного двигателя РД-170, и на сегодняшний день самого мощного в мире. В то время я был представителем в Омске известного конструктора, академика В.П. Глушко. После выхода на пенсию посвятил себя преподаванию.

– Когда-то в нашей стране было престижно работать в авиации, и почти каждый молодой человек грезил о космосе! Каково восприятие профессии у сегодняшних студентов?

– Интерес не пропал, конечно, и сегодня. Но нет того ажиотажа, того стремления. Недавно по телевизору рассказывали о том, что набирали людей в отряд космонавтов, но не нашлось и 50 человек. С одной стороны, больше и не нужно, с другой – когда ребята у меня спрашивают о работе, чего-то вразумительного я им сказать не могу. Нет и того уровня развития отрасли: состояние омских предприятий наталкивает на грустные мысли, а информация в различных изданиях о том, как все прекрасно развивается, лично у меня вызывает сомнения. Как и всегда, студенты хотят работать, четко представлять перспективы и иметь достойную заработную плату. Вообще замечу, что современной молодежи надо быть закаленной.

– Чему вы стараетесь научить молодых людей?

– Авиация как никакая другая сфера требует особой тщательности, аккуратности, исполнительской дисциплины, умения просчитывать все нюансы. Авиационные катастрофы – в первую очередь результат человеческого фактора; в одинаковой степени в них виноваты те, кто проектировал, создавал, эксплуатировал самолет. Только профессионализм может предотвратить аварии, хотя на сто процентов это гарантировать невозможно; речь идет хотя бы об уменьшении их количества. А еще люди, причастные к авиации, отличаются скромностью. И сейчас есть профессионалы, преданные делу.

– А все-таки - сегодня у нас нет «предчувствия космоса»?

– Многие позиции утрачены, а догонять, как известно - занятие неблагодарное, но не безнадежное, поэтому я все-таки верю в возрождение отрасли. Нужно комплексное решение проблем – с экономической, политической, нравственной сторон. Идти в профессию стоит потому, что человек мечтал летать, летает и будет продолжать летать, пусть и с другими скоростями и к другим планетам. Этого у человечества уже не отнять.


Мария Калинина
20.04.2012 08:58:26


Тема: Профессиональный праздник

Закладки:

Комментарии


Оставить комментарий
Имя
Rambler's Top100 Вход